Основные школы мысли в психологии
Когнитивная психология
Когда психология впервые возникла как наука, отдельная от биологии и философии, начались споры о том, как описывать и объяснять человеческий разум и поведение. Различные школы психологии представляют основные теории психологии.
Первую школу мысли, структурализм, отстаивал основатель первой психологической лаборатории Вильгельм Вундт . Почти сразу же начали появляться другие теории, соперничающие за господство в психологии.
В прошлом психологи часто отождествляли себя исключительно с одной школой мысли. Сегодня большинство психологов придерживаются эклектичного взгляда на психологию. Они часто опираются на идеи и теории разных школ, а не придерживаются какой-то одной точки зрения.
В этой статье обсуждаются некоторые из основных школ мысли, которые повлияли на наши знания и понимание психологии.
Структуралистская школа мысли
Структурализм широко известен как первая школа мысли в психологии. Эта точка зрения была сосредоточена на разбиении психических процессов на самые основные компоненты. Основные мыслители, связанные со структурализмом, включают Вильгельма Вундта и Эдварда Титченера.
В центре внимания структурализма было сведение психических процессов к их самым основным элементам. Структуралисты использовали такие методы, как самоанализ , для анализа внутренних процессов человеческого разума.
Интроспективная экспериментальная техника, используемая структуралистами, заключалась в том, чтобы обученные наблюдатели изучали их внутренние реакции. Используя этот подход, также известный как экспериментальное самонаблюдение, такие экспериментаторы, как Вундт, обучали людей анализировать свои мысли как можно тщательнее и объективнее.
Хотя эти методы по понятным причинам не были самыми строгими с эмпирической точки зрения, структуралистская школа мысли сыграла важную роль в развитии экспериментальной психологии.
Функционалистская школа мысли
Функционализм сформировался как реакция на теории структуралистской школы мысли и находился под сильным влиянием работ Уильяма Джеймса . Он функционировал на функциях и приспособлениях ума.
Вместо того чтобы сосредотачиваться на самих психических процессах, функционалистские мыслители интересовались той ролью, которую эти процессы играют.
В функционалистском подходе, например, вместо того, чтобы пытаться понять лежащие в основе процессы, вызывающие ментальные состояния, основное внимание будет уделяться пониманию функции, которой служат эти состояния. Лучшее понимание цели позволило бы психологам лучше понять, как разум позволяет людям реагировать и адаптироваться к окружающей среде.
Функционалистская школа интересовалась целью мыслей и поведения, тогда как структурализм интересовался элементами, составляющими сознание. В то время как функционализм в значительной степени исчез как школа мысли, его влияние сохранилось в прикладной психологии, бихевиоризме и педагогической психологии. 1
В отличие от некоторых других известных школ психологии, функционализм не связан с одним доминирующим теоретиком. Наоборот, с этой точкой зрения связан ряд мыслителей-функционалистов, в том числе Джон Дьюи , Джеймс Роуленд Энджелл и Харви Карр. 2
Некоторые историки задаются вопросом, следует ли считать функционализм формальной школой психологии, учитывая отсутствие в нем центрального лидера или формализованных идей. 3
Гештальт школа мысли
Гештальтпсихология была школой психологии, основанной на идее, что люди воспринимают вещи как единое целое. Этот подход к психологии зародился в Германии и Австрии в конце 19 века в ответ на молекулярный подход структурализма.
Среди мыслителей, связанных с гештальт-школой, были Макс Вертхаймер, Вольфганг Келер и Курт Коффка.
Вместо того, чтобы разбивать мысли и поведение на мельчайшие элементы, гештальт-психологи считали, что вы должны рассматривать опыт в целом. Согласно гештальт-мыслителям, целое больше, чем сумма его частей, философия, известная как холизм . 4
Некоторые примеры гештальт-мышления включают объяснение оптических явлений, таких как визуальные иллюзии. Вертхаймер описал феномен фи, наблюдая, как чередующиеся железнодорожные огни создают иллюзию движения. Это явление предполагает, что последовательность изображений, видимых в быстрой последовательности, воспринимается как движущаяся. 5
Бихевиористская школа мысли
Бихевиоризм стал доминирующей школой мысли в 1950-х годах. Он был основан на работах таких мыслителей, как Джон Б. Уотсон , Иван Павлов и Б. Ф. Скиннер .
Бихевиоризм предполагает, что любое поведение можно объяснить причинами окружающей среды, а не внутренними силами. Бихевиоризм сосредоточен на наблюдаемом поведении . Примеры поведенческих теорий, возникших в это время, включают:
Классическое обусловливание : это тип обучения, который включает в себя связывание ранее нейтрального стимула со стимулом, который естественным образом и автоматически вызывает реакцию. Например, сочетая звук колокольчика с едой. После образования ассоциации ранее нейтральный раздражитель будет вызывать ту же реакцию, что и естественный раздражитель.
Оперантное обусловливание : этот тип обучения включает в себя использование вознаграждений и наказаний для создания связи между поведением и последствиями этого поведения.
Поведенческая школа психологии существенно повлияла на курс психологии. Многие идеи и методы, возникшие в рамках этой школы мысли, до сих пор широко используются. Поведенческое обучение, экономия на символах, терапия отвращения и другие методы часто используются в программах психотерапии и модификации поведения.
Психоаналитическая школа мысли
Психоанализ — школа психологии, основанная Зигмундом Фрейдом . Эта школа мысли подчеркивала влияние бессознательного на поведение. Среди других крупных психоаналитических мыслителей были Анна Фрейд и Отто Ранк, а также неофрейдисты , такие как Эрик Эриксон , Альфред Адлер и Карен Хорни.
Фрейд считал, что человеческий разум состоит из трех элементов: ид, эго и суперэго .
Ид состоит из первичных побуждений.
Эго — это компонент личности, которому поручено иметь дело с реальностью.
Суперэго — это часть личности, которая содержит все идеалы и ценности, которые мы усваиваем от наших родителей и культуры.
Фрейд считал, что взаимодействие этих трех элементов привело ко всему сложному человеческому поведению.
Другие важные теории психоаналитической школы включали идею сознательного и бессознательного, психосексуальный подход Фрейда к развитию личности и концепцию инстинктов жизни и смерти.
Работа Фрейда также сыграла важную роль в развитии разговорной терапии как подхода к лечению психических заболеваний. Многие традиционные фрейдовские подходы к лечению больше не пользуются популярностью, но современная психоаналитическая терапия продолжает играть важную роль в психологии и сегодня. Исследования показали, что использование самоанализа может сыграть важную роль в эмоциональном росте. 6
Резюме
Школа мысли Фрейда имела огромное влияние, но также вызвала серьезные споры. Это противоречие существовало не только в его время, но и в современных дискуссиях о теориях Фрейда.
Гуманистическая школа мысли
Гуманистическая психология развивалась как ответ на психоанализ и бихевиоризм. На развитие этой школы мысли в психологии сильно повлияли работы мыслителей-гуманистов, таких как Абрахам Маслоу , Карл Роджерс и Кларк Мустакас.
В то время как ранние школы мысли были в основном сосредоточены на ненормальном человеческом поведении, гуманистическая психология значительно отличалась в своем акценте на помощь людям в достижении и реализации их потенциала. Вместо этого гуманистическая психология сосредоточилась на таких темах, как:
Стать полностью функционирующей личностью : Человеком, который находится в контакте со своими сокровенными желаниями и доверяет своим инстинктам 7
Индивидуальная свобода воли : способность, которой обладают люди, делать выбор, выбирать курс действий и контролировать свою жизнь.
Иерархия потребностей : теория, представленная Маслоу, предполагающая, что люди были мотивированы серией все более сложных потребностей, начиная с их основных физиологических потребностей и заканчивая потребностью в полной реализации потенциала человека.
Пиковые переживания : моменты чистой, трансцендентной радости, которые играют важную роль в достижении самореализации 8
Самореализация : состояние полного раскрытия своего потенциала.
Гуманистическая психология остается достаточно популярной и сегодня и оказала значительное влияние на другие области психологии, включая позитивную психологию . Эта конкретная отрасль психологии сосредоточена на том, чтобы помочь людям жить более счастливой и полноценной жизнью.
Когнитивная школа мысли
Когнитивная психология — это школа психологии, изучающая психические процессы, в том числе то, как люди думают, воспринимают, запоминают и учатся. Как часть более широкой области когнитивной науки, эта отрасль психологии связана с другими дисциплинами, такими как нейробиология, философия и лингвистика.
Когнитивная психология возникла в 1950-х годах, отчасти как ответ на бихевиоризм. Критики бихевиоризма отмечали, что он не смог объяснить, как внутренние процессы влияют на поведение.
Примеры теорий, выросших из когнитивной школы мысли, включают:
Стадии когнитивного развития : теория, предложенная Жаном Пиаже , согласно которой дети проходят ряд прогрессивных стадий интеллектуального развития.
Социокультурная теория : эта теория, представленная Львом Выготским, рассматривала, как взаимодействие культурных и социальных факторов способствовало когнитивному развитию.
Теория обработки информации . Эта теория предполагает, что мозг функционирует подобно компьютеру, обрабатывая и интерпретируя информацию о мире.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) также находилась под сильным влиянием этой психологической точки зрения. КПТ — это подход к лечению, который фокусируется на том, как автоматические негативные модели мышления влияют на поведение и психологические проблемы. 9
Этот период иногда называют «когнитивной революцией», поскольку стало появляться множество исследований в области обработки информации, языка, памяти и восприятия.
Слово из Веривелла
Хотя некоторые школы мысли ушли в безвестность, каждая из них оказала влияние на ход развития психологии. Некоторые более поздние школы психологии, включая бихевиоризм и когнитивную психологию, остаются весьма влиятельными.
Сегодня многие психологи не присоединяются исключительно к какой-то одной школе мысли. Вместо этого они могут использовать более эклектичный подход, опираясь на множество различных точек зрения и теоретических предпосылок.
Что такое гуманистическая психология?
Гуманистическая психология - это точка зрения , которая подчеркивает взгляд на человека в целом и подчеркивает такие понятия, как свободная воля, самоэффективность и самореализация. Вместо того, чтобы концентрироваться на дисфункции, гуманистическая психология стремится помочь людям реализовать свой потенциал и максимизировать свое благополучие.
Эта область психологии возникла в 1950-х годах как реакция на психоанализ и бихевиоризм, доминировавшие в психологии в первой половине века. Психоанализ был сосредоточен на понимании бессознательных мотивов, управляющих поведением, в то время как бихевиоризм изучал процессы обусловливания, которые вызывают поведение.
Мыслители-гуманисты считали, что и психоанализ, и бихевиоризм слишком пессимистичны, либо фокусируясь на самых трагических эмоциях, либо не принимая во внимание роль личного выбора.
Однако не обязательно думать об этих трех школах мысли как о конкурирующих элементах. Каждая отрасль психологии внесла свой вклад в наше понимание человеческого разума и поведения.
Гуманистическая психология добавила еще одно измерение, которое дает более целостный взгляд на человека.
Другие типы гуманизма
Гуманизм — это философия, которая подчеркивает важность человеческого фактора, а не рассматривает религиозные, божественные или духовные вопросы. Гуманизм основан на идее о том, что люди несут этическую ответственность за то, чтобы вести жизнь, приносящую личное удовлетворение, и в то же время вносить свой вклад во благо всех людей.
Гуманизм подчеркивает важность человеческих ценностей и достоинства. Он предполагает, что люди могут решать проблемы с помощью науки и разума. Вместо обращения к религиозным традициям гуманизм фокусируется на том, чтобы помочь людям жить хорошо, достичь личного роста и сделать мир лучше.
Термин «гуманизм» часто используется в более широком смысле, но он также имеет значение в ряде различных областей, включая психологию.
Религиозный гуманизм
Некоторые религиозные традиции включают элементы гуманизма как часть своих систем верований. Примеры религиозного гуманизма включают квакеров, лютеран и унитаристов-универсалистов.
Светский гуманизм
Светский гуманизм отвергает все религиозные верования, в том числе существование сверхъестественного. Этот подход подчеркивает важность логики, научного метода и рациональности, когда речь идет о понимании мира и решении человеческих проблем.
Использование в гуманистической психологии
Гуманистическая психология фокусируется на потенциале каждого человека и подчеркивает важность роста и самореализации . Фундаментальное убеждение гуманистической психологии состоит в том, что люди врожденно добры и что психические и социальные проблемы возникают в результате отклонений от этой естественной склонности.
Гуманистическая психология также предполагает, что люди обладают личной свободой воли и что они мотивированы использовать эту свободную волю для достижения целей, которые помогут им полностью реализовать свой человеческий потенциал.
Потребность в самореализации и личностном росте является ключевым мотиватором любого поведения. Люди постоянно ищут новые способы расти, становиться лучше, узнавать новое, испытывать психологический рост и самореализацию.
Некоторые из способов применения гуманистической психологии в области психологии включают:
Гуманистическая терапия : появилось несколько различных типов психотерапии, основанных на принципах гуманизма. К ним относятся клиент-центрированная терапия, экзистенциальная терапия и гештальт-терапия .
Личностное развитие : поскольку гуманизм подчеркивает важность самореализации и полного раскрытия своего потенциала, его можно использовать как инструмент самопознания и личного развития.
Социальные изменения . Еще одним важным аспектом гуманизма является улучшение сообществ и обществ. Чтобы люди были здоровыми и целостными, важно развивать общества, которые способствуют личному благополучию и обеспечивают социальную поддержку.
Влияние гуманистической психологии
Гуманистическое движение оказало огромное влияние на курс психологии и внесло новые представления о психическом здоровье. Он предложил новый подход к пониманию человеческого поведения и мотивации и привел к развитию новых методов и подходов к психотерапии .
Некоторые из основных идей и концепций, возникших в результате движения гуманистической психологии, включают в себя акцент на таких вещах, как:
Клиентоцентрированная терапия
Свободная воля
Полностью функционирующий человек
Иерархия потребностей
Пиковые впечатления
Самореализация
Я-концепция
Безусловный положительный отзыв
Как применять гуманистическую психологию
Вот несколько советов из гуманистической психологии, которые могут помочь людям добиться самореализации и актуализации:
Откройте для себя свои сильные стороны
Разработайте видение того, чего вы хотите достичь
Подумайте о своих убеждениях и ценностях
Получайте опыт, который приносит вам радость, и развивайте свои навыки
Научитесь принимать себя и других
Сосредоточьтесь на получении удовольствия, а не просто на достижении целей
Продолжайте учиться новому
Займитесь тем, чем вы увлечены
Сохраняйте оптимистичный взгляд
Одной из сильных сторон гуманистической психологии является то, что она подчеркивает роль личности. Эта школа психологии дает людям больше прав на контроль и определение состояния своего психического здоровья.
Также учитывается влияние окружающей среды. Вместо того, чтобы сосредотачиваться исключительно на наших внутренних мыслях и желаниях, гуманистическая психология также признает влияние окружающей среды на наш опыт.
Гуманистическая психология помогла снять некоторые стигмы, связанные с терапией, и сделала более приемлемым для нормальных, здоровых людей возможность исследовать свои способности и потенциал посредством терапии.
Возможные ловушки
Хотя гуманистическая психология продолжает влиять на терапию, образование, здравоохранение и другие области, не обошлось без критики.
Например, гуманистический подход часто рассматривается как слишком субъективный. Важность индивидуального опыта затрудняет объективное изучение и измерение гуманистических явлений. Как мы можем объективно определить, самореализовался ли кто-то? Ответ, конечно же, что мы не можем. Мы можем полагаться только на оценку человеком своего опыта.
Еще одна серьезная критика заключается в том, что наблюдения не поддаются проверке; нет точного способа измерить или количественно оценить эти качества. Это может затруднить проведение исследований и оценок проектов для измерения трудноизмеримых концепций.
История гуманистической психологии
На раннее развитие гуманистической психологии сильно повлияли работы нескольких ключевых теоретиков, особенно Абрахама Маслоу и Карла Роджерса. Среди других выдающихся мыслителей-гуманистов были Ролло Мэй и Эрих Фромм.
В 1943 году Абрахам Маслоу описал свою иерархию потребностей в «Теории мотивации человека», опубликованной в Psychological Review. Позже , в конце 1950- х годов, Авраам Маслоу и другие психологи провели встречи, чтобы обсудить развитие профессиональной организации, занимающейся более гуманистическим подходом к психологии.
Они согласились с тем, что такие темы, как самореализация, творчество, индивидуальность и связанные с ними темы, были центральными темами этого нового подхода. В 1951 году Карл Роджерс опубликовал книгу «Терапия, ориентированная на клиента», в которой описал свой гуманистический, ориентированный на клиента подход к терапии. В 1961 году был основан Журнал гуманистической психологии .
Также в 1961 году была создана Американская ассоциация гуманистической психологии , а к 1971 году гуманистическая психология стала подразделением АПА. В 1962 году Маслоу опубликовал книгу «На пути к психологии бытия», в которой описал гуманистическую психологию как «третью силу» в психологии. Первой и второй силами были соответственно бихевиоризм и психоанализ.
Слово из Веривелла
Сегодня концепции, занимающие центральное место в гуманистической психологии, можно увидеть во многих дисциплинах, включая другие отрасли психологии, образование, терапию, политические движения и другие области. Например, трансперсональная психология и позитивная психология в значительной степени опираются на гуманистические влияния.
Цели гуманизма остаются такими же актуальными сегодня, как и в 1940-х и 1950-х годах, и гуманистическая психология продолжает расширять возможности людей, улучшать их благосостояние, подталкивать людей к реализации своего потенциала и улучшать сообщества во всем мире.
Структурализм и функционализм были двумя самыми ранними школами психологии. Когда психология впервые стала отдельной от философии наукой, начались споры о том, как объяснить человеческое поведение и проанализировать разум. В результате появились разные подходы и точки зрения.
И функционализм, и структурализм внесли важный вклад в развитие современной психологии . 1 Чтобы получить представление о том, как возникла область психологии и дошла до того, чем она является сегодня, может быть полезно взглянуть на эти старые точки зрения и на то влияние, которое они оказали.
Что такое структурализм?
Структурализм возник как первая школа мысли в психологии. Вильгельм Вундт , основатель первой лаборатории экспериментальной психологии , отстаивал некоторые идеи, связанные со школой структуралистов. 2
Структурализм был первой школой психологии и сосредоточился на разбиении психических процессов на самые основные компоненты. Исследователи пытались понять основные элементы сознания, используя метод, известный как самоанализ .
Один из учеников Вундта, Эдвард Б. Титченер , позже официально установил и дал название структурализму, хотя он порвал со многими идеями Вундта и временами даже искажал учения своего наставника. Теории Вундта, как правило, были гораздо более целостными, чем идеи, которые позже Титченер представил в Соединенных Штатах. 2
Сильные стороны
Структурализм важен, потому что это первая крупная школа мысли в психологии. Структуралистская школа оказала влияние и на развитие экспериментальной психологии. 1
В то время как работа Вундта помогла создать психологию как отдельную науку и внесла свой вклад в экспериментальную психологию, развитие структурализма Титченером помогло создать самую первую «школу» психологии. Сам структурализм просуществовал недолго после смерти Титченера. 2
Критика
По сегодняшним научным стандартам экспериментальные методы, используемые для изучения структур разума, были слишком субъективными — использование самонаблюдения приводило к недостаточной надежности результатов. Другие критики утверждают, что структурализм был слишком озабочен внутренним поведением, которое нельзя наблюдать напрямую и которое нельзя точно измерить. 1
Что такое функционализм?
Появились и другие теории, соперничающие за господство в психологии. В ответ на структурализм американская точка зрения, известная как функционализм, возникла у таких мыслителей, как эволюционист Чарльз Дарвин и Уильям Джеймс . Функционалисты стремились объяснить психические процессы более систематически и точно.
Среди других важных мыслителей-функционалистов были Эдвард Торндайк, Джон Дьюи , Мэри Уитон Калкинс, Харви Карр, Герман Эббингауз и Джон Энджелл. 1
Вместо того, чтобы сосредотачиваться на элементах сознания, функционалисты сосредоточились на цели сознания и поведения. Функционализм также подчеркивал индивидуальные различия, что оказало глубокое влияние на образование.
Сильные стороны
Функционализм оказал большое влияние на психологию. Это повлияло на развитие бихевиоризма и прикладной психологии. 1 Функционализм также повлиял на систему образования, особенно в отношении убеждения Джона Дьюи в том, что дети должны учиться на том уровне, к которому они подготовлены с точки зрения развития. 3
Критика
Функционализм подвергся, пожалуй, самой известной критике со стороны Вундта. «Это литература. Она прекрасна, но это не психология», — сказал он о книге функционалиста Уильяма Джеймса « Принципы психологии» . 4
Структурализм против функционализма
Хотя эти две школы мысли послужили основой для будущего развития психологии, между ними существовали важные различия.
Структурализм
Сосредоточены на том, чтобы разбивать вещи на мельчайшие части
Исследовал возможности разных частей разума
Использовал самоанализ для изучения чувств и ощущений.
Функционализм
Сосредоточены на том, как все работает вместе
Исследовал, как мозг функционирует в различных условиях.
Использовали объективные методы для изучения воспоминаний и эмоций.
Влияние на психологию
В 1906 году Мэри Уитон Калкинс опубликовала в Psychological Review статью с просьбой примирить эти две школы мысли. Она утверждала, что структурализм и функционализм не так уж сильно различаются, поскольку оба в основном связаны с сознательным я. 5
Несмотря на это, каждая сторона продолжала клеветать на другую. Уильям Джеймс писал, что у структурализма «много школы, но нет мыслей», в то время как Вильгельм Вундт отверг функционализм как «литературу» как ненаучную. 6
В конце концов, обе эти школы мысли потеряли господство в психологии, уступив место бихевиоризму , психоанализу , гуманизму и когнитивной психологии в начале и середине двадцатого века.
Слово из Веривелла
Хотя ни одна из этих ранних школ мысли не используется сегодня, обе повлияли на развитие современной психологии. Структурализм сыграл роль в стремлении сделать психологию более экспериментальной наукой, а функционализм заложил основу для развития бихевиоризма.
Поняв эти две школы мысли, вы сможете лучше понять, как психология превратилась в дисциплину, которой она является сегодня.
Комментарии
Отправить комментарий