5 основных психологических теорий
Некоторые из наиболее известных психологических теорий основаны на взглядах различных направлений психологии . Существует пять основных типов психологических теорий.
Поведенческие теории
Поведенческая психология, также известная как бихевиоризм, представляет собой теорию обучения, основанную на идее о том, что любое поведение приобретается посредством обусловливания.
Поддерживаемые такими известными психологами, как Джон Б. Уотсон и Б. Ф. Скиннер , поведенческие теории доминировали в психологии в первой половине двадцатого века. 2 Сегодня терапевты по-прежнему широко используют поведенческие техники , чтобы помочь клиентам освоить новые навыки и модели поведения.
Когнитивные теории
Когнитивные теории психологии сосредоточены на внутренних состояниях, таких как мотивация, решение проблем, принятие решений , мышление и внимание. Такие теории стремятся объяснить различные психические процессы, в том числе то, как мозг обрабатывает информацию и как наши мысли приводят к определенным эмоциям и поведению. 3
Гуманистические теории
Теории гуманистической психологии начали набирать популярность в 1950-х годах. 4 Среди крупных теоретиков-гуманистов были Карл Роджерс и Абрахам Маслоу .
В то время как более ранние теории часто сосредотачивались на аномальном поведении и психологических проблемах, гуманистические теории поведения вместо этого подчеркивали основное добро человека.
Психодинамические теории
Психодинамические теории исследуют бессознательные концепции, которые формируют наши эмоции, отношения и личность. Психодинамические подходы стремятся понять первопричины бессознательного поведения. 5
Эти теории тесно связаны с Зигмундом Фрейдом и его последователями. Психодинамический подход просматривается во многих утверждениях Фрейда — например, что наше взрослое поведение уходит своими корнями в наш детский опыт и что личность состоит из трех частей: ИД, Эго и Супер-Эго. 6
Биологические теории
Биологические теории в психологии приписывают человеческие эмоции и поведение биологическим причинам. Например, в дебатах о человеческом поведении природа против воспитания биологическая точка зрения будет на стороне природы.
Биологические теории уходят своими корнями в идеи Чарльза Дарвина, известного своими теоретическими рассуждениями о роли эволюции и генетики в психологии.
Кто-то, исследующий психологическую проблему с биологической точки зрения, может исследовать, есть ли телесные повреждения, вызывающие определенный тип поведения, или это поведение было унаследовано. 7
Различные типы психологических теорий
Существует множество психологических теорий, но большинство из них можно отнести к одному из четырех основных типов.
Теории развития
Теории развития обеспечивают основу для размышлений о человеческом росте, развитии и обучении. Если вы когда-нибудь задумывались о том, что движет человеческим мышлением и поведением, понимание этих теорий может дать полезную информацию о людях и обществе.
Теории развития предлагают набор руководящих принципов и концепций, описывающих и объясняющих развитие человека. Некоторые теории развития сосредотачиваются на формировании определенного качества, например теория морального развития Кольберга. 8 Другие теории развития фокусируются на росте, который происходит на протяжении всей жизни, например , теория психосоциального развития Эриксона .
Великие теории
Великие теории — это всеобъемлющие идеи, часто выдвигаемые крупными мыслителями, такими как Зигмунд Фрейд, Эрик Эриксон 9 и Жан Пиаже . Великие теории развития включают психоаналитическую теорию, теорию обучения и когнитивную теорию .
Эти теории пытаются объяснить большую часть человеческого поведения, но часто считаются устаревшими и неполными перед лицом современных исследований. Психологи и исследователи часто используют большие теории в качестве основы для исследований, но также учитывают более мелкие теории и недавние исследования.
Мини-теории
Мини-теории описывают небольшой, очень частный аспект развития. Мини-теория может объяснить относительно узкое поведение, например, то, как формируется самооценка 10 или социализация в раннем детстве. Эти теории часто коренятся в идеях, установленных великими теориями, но они не стремятся описать и объяснить поведение и рост человека в целом.
Новые теории
Эмерджентные теории — это те, которые были созданы относительно недавно. Они часто образуются путем систематического объединения различных мини-теорий. Эти теории основаны на исследованиях и идеях из разных дисциплин, но еще не так широки и далеко идущи, как великие теории. Социокультурная теория , предложенная Львом Выготским , является хорошим примером эмерджентной теории развития. 11
Цель психологических теорий
Вы можете задаться вопросом, насколько необходимо изучать различные теории психологии, особенно те, которые считаются неточными или устаревшими.
Однако теории предоставляют ценную информацию об истории психологии и развитии мысли по конкретной теме. Они также позволяют глубже понять современные теории. Каждый из них помогает внести свой вклад в наши знания о человеческом разуме и поведении.
Поняв, как развивалось мышление, вы сможете лучше понять не только то, где была психология, но и то, куда она может двигаться в будущем.
Изучение научных теорий может улучшить ваше понимание того, как научные объяснения поведения и других явлений в мире природы формируются, исследуются и принимаются научным сообществом.
В то время как продолжают бушевать дебаты по горячим темам, стоит изучать науку и психологические теории, возникшие в результате таких исследований, даже если то, что часто раскрывается, может оказаться суровой или неудобной правдой.
Как однажды написал Карл Саган: «Гораздо лучше понять вселенную такой, какая она есть на самом деле, чем упорствовать в иллюзиях, какими бы удовлетворительными и обнадеживающими они ни были». 12
Примеры психологических теорий
Вот несколько примеров психологических теорий, которые сохраняют актуальность даже сегодня.
Иерархия потребностей Маслоу
Теория иерархии потребностей Маслоу обычно представлена пирамидой, в которой перечислены пять различных типов человеческих потребностей. Этими потребностями снизу вверх являются:
Физиологические : пища, вода, убежище.
Потребности в безопасности : Безопасность, ресурсы
Принадлежность и любовь : Интимные отношения
Потребность в уважении : чувство выполненного долга.
Самореализация : реализовать свой полный потенциал творчески и духовно.
Согласно Маслоу, эти потребности представляют собой то, что нужно людям, чтобы чувствовать себя удовлетворенными и вести продуктивную жизнь. Однако удовлетворять эти потребности нужно снизу вверх, по Маслоу.
Например, самые основные и самые насущные потребности являются физиологическими. Как только они будут удовлетворены, вы можете сосредоточиться на последующих потребностях, таких как отношения и самооценка. 13
Теория когнитивного развития Пиаже
Теория когнитивного развития Пиаже фокусируется на том, как дети учатся и развиваются в своем понимании окружающего мира. Согласно его теории, в процессе когнитивного развития дети проходят четыре стадии:
Сенсомоторная стадия : эта стадия длится от рождения до двухлетнего возраста. Младенцы и дети младшего возраста узнают об окружающем мире с помощью рефлексов, своих пяти чувств и двигательных реакций.
Предоперационная стадия : Эта стадия происходит в возрасте от двух до семи лет. Дети начинают учиться мыслить символически, но им трудно понять точку зрения других.
Конкретный операционный этап : этот этап длится от семи до 11 лет. Дети начинают мыслить логически и способны рассуждать на основе конкретной информации, чтобы сформировать общий принцип.
Стадия формальной эксплуатации : Эта стадия начинается в возрасте 12 лет и продолжается с этого момента. Это когда мы начинаем мыслить абстрактно, например, размышляя о моральных, философских и политических проблемах. 14
Психоаналитическая теория Фрейда
До сих пор широко обсуждается знаменитая психоаналитическая теория Фрейда . В своей теории Фрейд предположил, что человеческая личность состоит из ид, эго и суперэго. 15
Ид, по Фрейду, является первичным компонентом личности. Оно бессознательно и желает удовольствия и немедленного удовлетворения. Например, младенец, плачущий, потому что он голоден, является примером работы Ид. Чтобы удовлетворить свои потребности, они реагируют на голод плачем.
Эго отвечает за управление импульсами Ид, чтобы они соответствовали нормам внешнего мира. С возрастом ваше эго развивается.
Например, будучи взрослым, вы знаете, что плач не привлекает к вам такого же внимания и заботы, как в младенчестве. Таким образом, эго управляет первичными импульсами Ид, следя за тем, чтобы ваши ответы соответствовали времени и месту.
Суперэго состоит из того, что мы усваиваем, чтобы быть правильными и неправильными, основываясь на том, чему нас учили (наша совесть является частью суперэго). Суперэго работает над тем, чтобы сделать наше поведение приемлемым, и побуждает эго принимать решения, основанные на идеализме (нереалистичности). 15
Слово из Веривелла
Многое из того, что мы знаем о человеческом мышлении и поведении, появилось благодаря различным теориям психологии. Например, поведенческие теории продемонстрировали, как можно использовать обусловливание для содействия обучению. Узнав больше об этих теориях, вы сможете глубже и глубже понять прошлое, настоящее и будущее психологии.
Комментарии
Отправить комментарий