сайты для фриланса
studwork Заработок на написании научных работ. Зарабатывайте на сайте фриланса ежедневно.
биржа ссылок http://www.rotapost.ru/
биржа фриланса https://kwork.ru
Биржа консалтинга https://www.liveexpert.ru
Купить хостинг домен ukraine.com.ua
биржа ссылок рекламы blogun
платежная система для фрилансеров capitalist
Купить книгу " форекс основы " электронная версия, цена 2 доллара
Купить книгу " фото городов США " электронная версия, цена 2 доллара
Купить книгу " 1000 бизнес- идей " электронная версия, цена 2 доллара
Купить книгу "Золотые правила общения" электронная версия, цена 2 доллара
Купить емейл базу 500 000 адресов, пишите на почту
написать по вопросу покупки
toshatereh@gmail.com ИЛИ aarci4772@gmail.com
Напишите на почту - e - mail,
Вам дадут реквизиты для оплаты и получите книгу в онлайн формате
Начало исследований
Вот первый абзац статьи 2009 года в Journal of Experimental Psychology: Applied .
Рисунки человеческих фигур (HFD) обычно используются профессионалами, которые опрашивают детей о предполагаемом сексуальном насилии. Предполагается, что эти рисунки уменьшат языковые и эмоциональные или мотивационные ограничения детей, а также проблемы с памятью и, таким образом, приведут к выявлению более полных и точных деталей жестокого обращения. Однако существует мало научной информации, подтверждающей заявления об их пользе. В этой статье представлены результаты двух исследований, в которых изучалась способность маленьких детей использовать HFD для сообщения о прикосновениях к телу. (Брук, 2009 г., стр. 361) Брук, М. (2009 г.). Рисунки человеческих фигур и воспоминания детей о прикосновениях. Журнал экспериментальной психологии: прикладной, 15 , 361–374.
В этом абзаце исследователь определил исследовательский вопрос — о влиянии использования рисунков человеческих фигур на точность детских воспоминаний о прикосновениях — и начал аргументировать, почему это интересно. С точки зрения общей модели научного исследования в психологии, представленной на рисунке 1.2 «Простая модель научного исследования в психологии» , это деятельность на «вершине» цикла. В этой главе мы сосредоточимся на этих видах деятельности — поиске исследовательских идей, превращении их в интересные вопросы эмпирического исследования и обзоре исследовательской литературы. Мы начнем, однако, с некоторых более основных понятий, необходимых для понимания того, как концептуализируются исследовательские вопросы в психологии.
2.1 Основные понятия
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
- Дайте определение переменной, отличите количественные переменные от категориальных и приведите примеры переменных, которые могут представлять интерес для психологов.
- Объясните разницу между популяцией и выборкой.
- Опишите две основные формы статистической зависимости и приведите примеры каждой из них.
- Интерпретировать основные статистические данные и графики, используемые для описания статистических взаимосвязей.
- Объясните, почему корреляция не означает причинно-следственной связи.
Прежде чем мы рассмотрим, откуда берутся исследовательские вопросы в психологии и что делает их более или менее интересными, важно понять, какие вопросы обычно задают исследователи в области психологии. Это требует быстрого введения в несколько основных понятий, ко многим из которых мы вернемся более подробно позже в этой книге.
Переменные
Исследовательские вопросы в психологии касаются переменных. Переменная — это количество или качество, которые варьируются в зависимости от людей или ситуаций. Например, рост студентов в классе психологии является переменной, поскольку он варьируется от студента к студенту. Пол учащихся также является переменной, если в классе есть как мальчики, так и девочки. Количественная переменная — это величина, такая как рост, которая обычно измеряется путем присвоения числа каждому человеку. Другие примеры количественных переменных включают уровень разговорчивости людей, степень их депрессии и количество братьев и сестер, которые у них есть. Категориальная переменнаяявляется качеством, таким как пол, и обычно измеряется путем присвоения метки категории каждому человеку. Другие примеры включают национальность людей, их род занятий и получают ли они психотерапию.
Отбор проб и измерение
Исследователи в области психологии обычно заинтересованы в том, чтобы сделать выводы о какой-то очень большой группе людей. Это называется населением . Это могут быть американские подростки, дети с аутизмом, профессиональные спортсмены или даже просто люди — в зависимости от интересов и целей исследователя. Но обычно они изучают только небольшую подгруппу или выборку населения. Например, исследователь может измерить разговорчивость нескольких сотен студентов колледжа, чтобы сделать выводы о разговорчивости мужчин и женщин в целом. Поэтому для исследователей важно использовать репрезентативную выборку — ту, которая во многих важных отношениях похожа на популяцию.
Одним из методов получения выборки является простая случайная выборка, при которой каждый член совокупности имеет равные шансы попасть в выборку. Например, социолог может начать со списка всех зарегистрированных избирателей в городе (население), случайным образом выбрать 100 из них из списка (выборка) и спросить тех 100, за кого они намеревались голосовать. К сожалению, случайная выборка затруднена или невозможна в большинстве психологических исследований, потому что население менее четко определено, чем зарегистрированные избиратели в городе. Как исследователь может дать всем американским подросткам или всем детям с аутизмом равные шансы попасть в выборку? Наиболее распространенной альтернативой случайной выборке является выборка по удобству. в котором выборка состоит из людей, которые оказались поблизости и готовы участвовать (например, студенты, изучающие психологию). Очевидная проблема удобной выборки состоит в том, что она может не быть репрезентативной для генеральной совокупности.
После того, как выборка выбрана, исследователи должны измерить интересующие их переменные. Для этого требуется операционное определение — определение переменной с точки зрения того, как именно она должна быть измерена. Большинство переменных могут быть операционально определены многими различными способами. Например, депрессию можно операционально определить как баллы людей по бумажно-карандашной шкале депрессии, количество депрессивных симптомов, которые они испытывают, или наличие у них диагноза большого депрессивного расстройства. Когда переменная была измерена для конкретного человека, результат называется оценкой, а набор оценок называется данными. Обратите внимание, что данные во множественном числе — данные в единственном числеиспользуется редко, поэтому грамматически правильно сказать: «Это интересные данные» (и неправильно сказать: «Это интересные данные»).
Статистические отношения между переменными
Некоторые исследовательские вопросы в психологии касаются одной переменной. Насколько точны детские воспоминания о прикосновениях? Насколько разговорчивы американские студенты? Насколько часто у людей диагностируют большое депрессивное расстройство? Ответы на такие вопросы требуют оперативного определения переменной, ее измерения для выборки, анализа результатов и составления выводов о генеральной совокупности. Для количественной переменной это обычно включает вычисление среднего значения и стандартного отклонения оценок. Для категориальной переменной это обычно включает вычисление процента оценок на каждом уровне переменной.
Однако исследовательские вопросы в психологии, скорее всего, будут касаться статистических взаимосвязей между переменными. Существует статистическая связь между двумя переменными, когда средний балл по одной из них систематически различается по уровням другой. Изучение статистических взаимосвязей важно, потому что вместо того, чтобы рассказывать нам о поведении и психологических характеристиках в отдельности, оно говорит нам о причинах, последствиях, развитии и организации этих поведений и характеристик.
Существуют две основные формы статистических отношений: различия между группами и корреляции между количественными переменными. Хотя оба они согласуются с общим определением статистической связи — средний балл по одной переменной различается в зависимости от уровня другой — обычно они описываются и анализируются несколько по-разному. По этой причине важно их четко различать.
Различия между группами
Одной из основных форм статистической взаимосвязи является разница между средними баллами двух групп по некоторой интересующей переменной. В этой форме принимается широкий спектр исследовательских вопросов в психологии. Женщины более разговорчивы, чем мужчины? Помнят ли дети, рисующие человеческие фигуры, больше информации о прикосновениях, чем дети, которые не рисуют человеческие фигуры? У людей, говорящих по мобильному телефону, хуже навыки вождения, чем у тех, кто не разговаривает по мобильному телефону? У людей, получающих психотерапию А, как правило, меньше депрессивных симптомов, чем у людей, получающих психотерапию Б? Позднее мы также увидим, что такие отношения могут включать более двух групп и что группы могут состоять из одних и тех же индивидуумов, испытанных в разное время или в разных условиях. На данный момент, однако, проще всего мыслить с точки зрения двух отдельных групп.
Различия между группами обычно описываются путем предоставления среднего балла и стандартного отклонения для каждой группы. Эта информация также может быть представлена в виде гистограммы , как на рис. 2.2 «Гистограмма, показывающая очень небольшую разницу в среднем количестве слов, произнесенных в день женщинами и мужчинами в большой выборке» , где высота столбцов представляет групповые средства.
Рисунок 2.2 Гистограмма, показывающая очень небольшую разницу в среднем количестве слов, произносимых в день женщинами и мужчинами в большой выборке

Основываясь на данных исследования «Действительно ли женщины более разговорчивы, чем мужчины?» М. М. Мел, С. Вазире, Н. Рамирес-Эспарса, Р. Б. Слэтчер и Дж. У. Пеннебейкер, 2007, Science, 317, с. 82.
Корреляции между количественными переменными
Второй основной формой статистической взаимосвязи является корреляция между двумя количественными переменными, когда средний балл по одной переменной систематически различается по уровням другой. Опять же, широкий спектр исследовательских вопросов в психологии принимают эту форму. Быть более счастливым человеком связано с тем, что он более разговорчив? Улучшается ли детская память на сенсорную информацию по мере взросления? Зависит ли эффективность психотерапии от того, насколько пациент любит терапевта?
Корреляции между количественными переменными часто представляют с помощью диаграмм рассеяния . Рисунок 2.3 «Диаграмма рассеяния, показывающая гипотетическую положительную связь между стрессом и количеством физических симптомов» показывает некоторые гипотетические данные о связи между количеством стресса, которому люди подвергаются, и количеством имеющихся у них физических симптомов. Каждая точка на диаграмме рассеяния представляет оценку одного человека по обеим переменным. Например, обведенная точка на рис. 2.3 «Диаграмма рассеяния, показывающая гипотетическую положительную связь между стрессом и количеством физических симптомов».представляет человека с оценкой стресса 10 и у которого было три физических симптома. Принимая во внимание все пункты, можно увидеть, что у людей, находящихся в условиях большего стресса, как правило, больше физических симптомов. Это хороший пример положительной взаимосвязи , в которой более высокие баллы по одной переменной, как правило, связаны с более высокими баллами по другой. Отрицательная связь – это связь, при которой более высокие значения одной переменной, как правило, связаны с более низкими значениями другой. Существует отрицательная связь между стрессом и работой иммунной системы, например, потому что более высокий уровень стресса связан с более низким функционированием иммунной системы.
Рисунок 2.3 Диаграмма рассеяния, показывающая гипотетическую положительную связь между стрессом и количеством физических симптомов

Точка в кружке представляет человека с 10 баллами стресса и тремя физическими симптомами. Коэффициент Пирсона для этих данных равен +0,51 .
Сила корреляции между количественными переменными обычно измеряется с помощью статистики, называемой r Пирсона . Как показано на рис. 2.4 «Диапазон Пирсона» , r Пирсона колеблется от -1,00 (самая сильная возможная отрицательная связь) до +1,00 (самая сильная возможная положительная связь). Значение 0 означает, что между двумя переменными нет связи. Когда r Пирсона равно 0, точки на диаграмме рассеяния образуют бесформенное «облако». По мере того, как его значение приближается к −1,00 или +1,00, точки все ближе и ближе подходят к одной прямой.
Рисунок 2.4. Диапазон значений r Пирсона от −1,00 (наиболее сильная возможная отрицательная связь), через 0 (отсутствие связи) до +1,00 (наиболее сильная возможная положительная связь)

Пирсоновский r является хорошей мерой только для линейных отношений, в которых точки лучше всего аппроксимируются прямой линией. Это плохой показатель для нелинейных отношений, в которых точки лучше аппроксимируются кривой линией. Рисунок 2.5 «Гипотетическая нелинейная связь между сном и депрессией», например, показывает гипотетическую связь между количеством сна, которое люди получают за ночь, и уровнем их депрессии. В этом примере линия, которая лучше всего соответствует точкам, представляет собой кривую — своего рода перевернутую букву «U», потому что люди, которые спят около восьми часов, как правило, менее всего подвержены депрессии. Те, кто спит слишком мало, и те, кто спит слишком много, как правило, более склонны к депрессии. Нелинейные отношения довольно распространены в психологии, но измерение их силы выходит за рамки этой книги.
Рис. 2.5 Гипотетическая нелинейная связь между сном и депрессией

Корреляция не подразумевает причинно-следственную связь
Исследователей часто интересует статистическая взаимосвязь между двумя переменными, потому что они думают, что одна из переменных является причиной другой. То есть статистическая связь отражает причинно-следственную связь. В этих ситуациях переменная, которая считается причиной, называется независимой переменной (часто обозначаемой для краткости X ), а переменная, которая считается следствием, называется зависимой переменной (часто обозначается Y ) . . Например, статистическая взаимосвязь между тем, получает ли депрессивный человек психотерапию или нет, и количеством депрессивных симптомов, которые он или она имеет, отражает тот факт, что психотерапия (независимая переменная) вызываетуменьшение симптомов (зависимая переменная). Понимание причинно-следственных связей важно отчасти потому, что оно позволяет нам изменять поведение людей предсказуемым образом. Если мы знаем, что психотерапия вызывает уменьшение депрессивных симптомов — и мы хотим, чтобы у людей было меньше депрессивных симптомов — тогда мы можем использовать психотерапию для достижения этой цели.
Но не все статистические отношения отражают причинно-следственные связи. Именно это имеют в виду психологи, когда говорят: «Корреляция не подразумевает причинно-следственной связи». Очевидным примером является исследование, проведенное в Тайване, показывающее положительную связь между количеством используемых людьми электроприборов и степенью использования ими противозачаточных средств (Stanovich, 2010). Станович, К.Е. (2010). Как правильно думать о психологии (9-е изд.). Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон. Однако кажется очевидным, что это не означает, что обладание электрическими приборами заставляет людей использовать противозачаточные средства, и было бы бессмысленно пытаться увеличить использование противозачаточных средств, раздавая людям тостеры и фены.
Есть две причины, по которым корреляция не подразумевает причинно-следственной связи. Первая называется проблемой направленности . Две переменные, X и Y , могут быть статистически связаны, потому что X вызывает Y или потому что Y вызывает X.. Рассмотрим, например, исследование, показывающее, что то, занимаются ли люди спортом, статистически связано с тем, насколько они счастливы, так что люди, которые занимаются спортом, в среднем счастливее, чем люди, которые этого не делают. Эта статистическая взаимосвязь согласуется с идеей о том, что упражнения вызывают счастье, но она также согласуется с идеей о том, что упражнения вызывают счастье. Возможно, счастье дает людям больше энергии или побуждает их искать возможности для общения с другими людьми, посещая тренажерный зал. Вторая причина того, что корреляция не подразумевает причинно-следственной связи, называется проблемой третьей переменной . Две переменные, X и Y , могут быть статистически связаны не потому , что X вызывает Y или потому, что Y вызываетX , а потому, что какая-то третья переменная Z вызывает как X , так и Y . Например, тот факт, что люди с большим количеством электроприборов с большей вероятностью используют противозачаточные средства, вероятно, отражает тот факт, что более высокий уровень образования или дохода заставляет людей владеть большим количеством электроприборов и побуждает их использовать противозачаточные средства. Точно так же статистическая связь между физическими упражнениями и счастьем может означать, что какая-то третья переменная, например физическое здоровье, вызывает обе другие. Быть физически здоровым может заставить людей заниматься спортом и сделать их счастливее.
«Много конфет может привести к насилию»
Хотя исследователи в области психологии знают, что корреляция не подразумевает причинно-следственной связи, многие журналисты этого не понимают. Один веб-сайт о корреляции и причинности, http://jonathan.mueller.faculty.noctrl.edu/100/correlation_or_causation.htm , содержит ссылки на десятки сообщений СМИ о реальных биомедицинских и психологических исследованиях. Многие заголовки предполагают, что причинно-следственная связь была продемонстрирована, когда внимательное чтение статей показывает, что это не так из-за проблем с направленностью и третьей переменной.
Одна статья посвящена исследованию, показывающему, что дети, которые ели конфеты каждый день, с большей вероятностью, чем другие дети, были арестованы за насильственные преступления в более позднем возрасте. Но могут ли конфеты действительно «привести к» насилию, как предполагает заголовок? Какие альтернативные объяснения этой статистической зависимости вы можете придумать? Как можно переписать заголовок, чтобы он не вводил в заблуждение?
Как мы увидим далее в книге, исследователи могут по-разному решать проблемы направленности и третьей переменной. Однако наиболее эффективным является проведение эксперимента. Эксперимент — это исследование, в котором исследователь манипулирует независимой переменной. Например, вместо того, чтобы просто измерять, как много люди тренируются, исследователь может привести людей в лабораторию и случайным образом поручить половине из них бегать на беговой дорожке в течение 15 минут, а остальным — сидеть на диване в течение 15 минут. Хотя это кажется незначительным дополнением к дизайну исследования, оно чрезвычайно важно. Теперь, если тренирующиеся в конечном итоге находятся в более позитивном настроении, чем те, кто не тренировался, это не может быть потому, что их настроение влияло на то, сколько они тренировались (потому что это был исследователь ).кто определял, сколько они тренировались). Точно так же этого не может быть, потому что какая-то третья переменная (например, физическое здоровье) влияла как на то, сколько они тренировались, так и на то, в каком они были настроении (потому что, опять же, именно исследователь определял, сколько они тренировались). Таким образом, эксперименты устраняют проблемы направленности и третьей переменной и позволяют исследователям делать твердые выводы о причинно-следственных связях. Далее в книге мы еще многое расскажем об экспериментальных и неэкспериментальных исследованиях.
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
- Исследовательские вопросы в психологии касаются переменных и отношений между переменными.
- Двумя основными формами статистической взаимосвязи являются различия между средними группами и корреляции между количественными переменными, каждая из которых может быть описана с помощью нескольких простых статистических методов.
- Корреляция не подразумевает причинно-следственной связи. Статистическая связь между двумя переменными, X и Y , не обязательно означает, что X вызывает Y. Также возможно, что Y вызывает X , или что третья переменная, Z , вызывает и X , и Y.
УПРАЖНЕНИЯ
- Практика: перечислите 10 переменных, которые могут представлять интерес для психолога-исследователя. Для каждого укажите, является ли он количественным или категориальным.
- Практика: представьте, что вы разделяете людей на интровертов (более тихие, застенчивые, более замкнутые) или экстравертов (более громких, более общительных, более обращенных вовне). Нарисуйте столбчатую диаграмму, показывающую гипотетическую статистическую связь между этой переменной и количеством слов, которые люди произносят в день.
- Практика. Теперь представьте, что вы измеряете уровни экстраверсии людей как количественную переменную со значениями в диапазоне от 0 (крайняя интроверсия) до 30 (крайняя экстраверсия). Нарисуйте диаграмму рассеивания, показывающую гипотетическую статистическую связь между этой переменной и количеством слов, которые люди произносят в день.
Практика: Для каждого из следующих статистических отношений решите, присутствует ли проблема направленности, и придумайте хотя бы одну правдоподобную третью переменную:
- Люди, которые едят больше омаров, как правило, живут дольше.
- Люди, которые больше тренируются, как правило, меньше весят.
- Студенты колледжей, которые пьют больше алкоголя, как правило, имеют более низкие оценки.
2.2 Генерация хороших исследовательских вопросов
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
- Опишите некоторые распространенные источники исследовательских идей и сгенерируйте исследовательские идеи, используя эти источники.
- Опишите некоторые методы превращения исследовательских идей в вопросы эмпирического исследования и используйте эти методы для создания вопросов.
- Объясните, что делает исследовательский вопрос интересным, и оцените исследовательские вопросы с точки зрения их интереса.
Хорошее исследование должно начинаться с хорошего исследовательского вопроса. Тем не менее, постановка хороших исследовательских вопросов — это то, что начинающим исследователям часто кажется трудным и напряженным. Одна из причин заключается в том, что это творческий процесс, который может показаться загадочным — даже волшебным — когда опытные исследователи, кажется, извлекают интересные исследовательские вопросы из воздуха. Однако психологические исследования креативности показали, что она не столь таинственна и волшебна, как кажется. Это в значительной степени продукт обычных стратегий мышления и настойчивости (Weisberg, 1993). Вайсберг, Р.В. (1993). Творчество: за пределами мифа о гениальности . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Фриман.В этом разделе рассматриваются некоторые довольно простые стратегии поиска общих исследовательских идей, превращения этих идей в эмпирически проверяемые исследовательские вопросы и, наконец, оценка этих вопросов с точки зрения того, насколько они интересны и насколько осуществимы ответы на них.
В поисках вдохновения
Исследовательские вопросы часто начинаются с более общих исследовательских идей, обычно фокусируясь на некоторых поведенческих или психологических характеристиках: разговорчивости, памяти на прикосновения, депрессии, банджи-джампинге и так далее. Прежде чем рассматривать, как превратить такие идеи в эмпирически проверяемые исследовательские вопросы, стоит в первую очередь выяснить, откуда берутся такие идеи. Три наиболее распространенных источника вдохновения — это неформальные наблюдения, практические проблемы и предыдущие исследования.
К неформальным наблюдениям относятся прямые наблюдения за своим поведением и поведением других, а также наблюдения из вторых рук из ненаучных источников, таких как газеты, книги и т. д. Например, вы можете заметить, что всегда находитесь в самой медленной очереди в продуктовом магазине. Может быть, большинство людей думают так же? Или вы можете прочитать в местной газете о людях, жертвующих деньги и еду местной семье, чей дом сгорел, и начать задаваться вопросом, кто делает такие пожертвования и почему. Некоторые из самых известных исследований в области психологии были вдохновлены неформальными наблюдениями. Известное исследование Стенли Милгрэма о послушании, например, частично было вдохновлено журналистскими отчетами о судебных процессах над обвиняемыми нацистскими военными преступниками, многие из которых утверждали, что они всего лишь подчинялись приказам.Милгрэм, С. (1963). Поведенческое исследование послушания. Журнал ненормальной и социальной психологии, 67 , 371–378.
Практические проблемы также могут вдохновлять исследовательские идеи, ведущие непосредственно к прикладным исследованиям в таких областях, как право, здравоохранение, образование и спорт. Могут ли рисунки человеческих фигур помочь детям вспомнить детали физического или сексуального насилия? Насколько эффективна психотерапия депрессии по сравнению с медикаментозной терапией? В какой степени сотовые телефоны ухудшают способность людей управлять автомобилем? Как мы можем научить детей читать более эффективно? Что является лучшей психологической подготовкой к марафону?
Однако, вероятно, наиболее распространенным источником вдохновения для новых исследовательских идей являются предыдущие исследования. Напомним, что наука — это своего рода крупномасштабное сотрудничество, в котором множество разных исследователей читают и оценивают работу друг друга и проводят новые исследования, опираясь на нее. Конечно, опытные исследователи знакомы с предыдущими исследованиями в своей области знаний и, вероятно, имеют длинный список идей. Это говорит о том, что начинающие исследователи могут черпать вдохновение, консультируясь с более опытными исследователями (например, студенты могут консультироваться с преподавателем). Но они также могут найти вдохновение, взяв копию почти любого профессионального журнала и прочитав заголовки и рефераты. В одном типичном номере Psychological Science, например, вы можете найти статьи о восприятии форм, антисемитизме, полицейских очередях, значении смерти, изучении второго языка, людях, ищущих отрицательных эмоциональных переживаний, и многих других темах. Если вы можете сузить свои интересы до определенной темы (например, память) или области (например, здравоохранение), вы также можете просмотреть более конкретные журналы, такие как «Память и познание » или «Психология здоровья » .
Создание эмпирически проверяемых исследовательских вопросов
Если у вас есть идея для исследования, вам нужно использовать ее для создания одного или нескольких эмпирически проверяемых исследовательских вопросов, то есть вопросов, выраженных в терминах одной переменной или отношений между переменными. Один из способов сделать это — внимательно изучить раздел обсуждения в недавней исследовательской статье по этой теме. Это последний крупный раздел статьи, в котором исследователи обобщают свои результаты, интерпретируют их в контексте прошлых исследований и предлагают направления для будущих исследований. Эти предложения часто принимают форму конкретных исследовательских вопросов, на которые вы затем можете попытаться ответить с помощью дополнительных исследований. Это может быть хорошей стратегией, потому что вполне вероятно, что предлагаемые вопросы уже были определены опытными исследователями как интересные и важные.
Но вы также можете создать свои собственные исследовательские вопросы. Как вы можете это сделать? Во-первых, если вы имеете в виду конкретное поведение или психологическую характеристику, вы можете просто концептуализировать ее как переменную и спросить, насколько она часта или интенсивна. Сколько слов в среднем говорят люди в день? Насколько точны детские воспоминания о прикосновениях? Какой процент людей обращался за профессиональной помощью при депрессии? Если этот вопрос никогда не изучался с научной точки зрения (о чем вы узнаете из обзора литературы), то он может быть интересен и заслуживает внимания.
Если научное исследование уже дало ответ на вопрос о том, насколько частым или интенсивным является поведение или характеристика, то вам следует подумать о том, чтобы превратить его в вопрос о статистической взаимосвязи между этим поведением или характеристикой и какой-либо другой переменной. Один из способов сделать это — задать себе следующую серию более общих вопросов и записать все ответы, которые вы можете придумать.
- Каковы некоторые возможные причины поведения или характеристики?
- Каковы некоторые возможные последствия поведения или характеристики?
- Какие типы людей могут демонстрировать большее или меньшее поведение или характеристику?
- Какие типы ситуаций могут вызвать большее или меньшее поведение или характеристику?
В общем, каждый ответ, который вы записываете, можно рассматривать как вторую переменную, предполагающую вопрос о статистической взаимосвязи. Например, если вас интересует болтливость, вам может прийти в голову, что возможной причиной этой психологической характеристики является размер семьи. Существует ли статистическая связь между размером семьи и разговорчивостью? Или вам может прийти в голову, что люди кажутся более разговорчивыми в однополых группах, чем в смешанных. Есть ли разница в среднем уровне разговорчивости людей в однополых группах и людей в смешанных группах? Этот подход должен позволить вам генерировать множество различных эмпирически проверяемых вопросов практически о любом поведении или психологической характеристике.
Если в ходе этого процесса вы сформулируете вопрос, который никогда не изучался с научной точки зрения (что, опять же, вы узнаете из обзора литературы), тогда он может быть интересным и достойным изучения. Но что, если вы обнаружите, что онизучены научно? Хотя на этом этапе начинающие исследователи часто хотят сдаться и перейти к новому вопросу, это не обязательно хорошая стратегия. Во-первых, тот факт, что вопрос изучен научно и опубликованы исследования, говорит о том, что он представляет интерес для научного сообщества. С другой стороны, вопрос почти наверняка можно уточнить, так что ответ на него все равно внесет что-то новое в исследовательскую литературу. Опять же, хорошей стратегией будет задать себе ряд более общих вопросов о статистических отношениях.
- Существуют ли другие способы оперативного определения переменных?
- Существуют ли типы людей, для которых статистические отношения могут быть сильнее или слабее?
- Существуют ли ситуации, в которых статистическая взаимосвязь может быть сильнее или слабее, включая ситуации, имеющие практическое значение?
Например, исследования показали, что женщины и мужчины произносят примерно одинаковое количество слов в день, но это было при измерении разговорчивости с точки зрения количества слов, произнесенных в день среди студентов колледжей в Соединенных Штатах и Мексике. Мы все еще можем спросить, дают ли другие способы измерения разговорчивости — например, количество разных людей, с которыми разговаривают каждый день — тот же результат. Или мы можем спросить, дают ли такие же результаты изучение пожилых людей или представителей других культур. Опять же, этот подход должен помочь вам сгенерировать множество различных исследовательских вопросов практически для любых статистических взаимосвязей.
Оценка вопросов исследования
Исследователи обычно задают гораздо больше исследовательских вопросов, чем когда-либо пытаются ответить. Это означает, что у них должен быть какой-то способ оценки исследовательских вопросов, которые они генерируют, чтобы они могли выбирать, какие из них использовать. В этом разделе мы рассмотрим два критерия оценки исследовательских вопросов: интересность вопроса и возможность ответа на него.
Интересность
Как часто люди завязывают шнурки на ботинках? Чувствуют ли люди боль, когда вы бьете их в челюсть? Женщины чаще пользуются косметикой, чем мужчины? Люди предпочитают ванильное или шоколадное мороженое? Хотя разработать исследование и собрать данные, чтобы ответить на эти вопросы, было бы довольно просто, вы, вероятно, не захотите этого делать, потому что они неинтересны. Мы говорим здесь не о том, интересен ли исследовательский вопрос лично нам, а интересен ли он людям в целом и, особенно, научному сообществу. Но что делает исследовательский вопрос интересным в этом смысле? Здесь мы рассмотрим три фактора, которые влияют на интересисследовательского вопроса: ответ вызывает сомнения, ответ заполняет пробел в исследовательской литературе, и ответ имеет важные практические последствия.
Во-первых, исследовательский вопрос интересен в той мере, в какой ответ на него вызывает сомнения. Очевидно, что вопросы, на которые были даны ответы научными исследованиями, уже не интересны как предмет новых эмпирических исследований. Но тот факт, что на вопрос не ответили научные исследования, не обязательно делает его интересным. Должен быть какой-то разумный шанс, что ответ на вопрос будет чем-то, чего мы еще не знали. Но как вы можете оценить это до фактического сбора данных? Один из подходов состоит в том, чтобы попытаться придумать причины, по которым можно ожидать разных ответов на вопрос, особенно тех, которые кажутся противоречащими здравому смыслу. Если вы можете придумать причины ожидать как минимум двух разных ответов, тогда вопрос может быть интересным. Если вы можете придумать причины ожидать только одного ответа, то, вероятно, это не так. Вопрос о том, являются ли женщины более разговорчивыми, чем мужчины, интересен тем, что есть основания ожидать обоих ответов. Существование самого стереотипа предполагает, что ответ может быть «да», но тот факт, что вербальные способности женщин и мужчин довольно схожи, предполагает, что ответ может быть «нет». Вопрос о том, чувствуют ли люди боль, когда вы бьете их в челюсть, неинтересен, потому что нет абсолютно никаких оснований полагать, что ответ может быть чем-то иным, кроме твердого «да».
Второй важный фактор, который следует учитывать при принятии решения об интересе исследовательского вопроса, заключается в том, заполнит ли ответ пробел в исследовательской литературе. Опять же, это отчасти означает, что на этот вопрос еще нет ответа в научных исследованиях. Но это также означает, что вопрос в некотором смысле естественен для людей, знакомых с исследовательской литературой. Например, вопрос о том, могут ли рисунки человеческих фигур помочь детям вспомнить информацию о прикосновениях, вероятно, возникнет у любого, кто знаком с исследованиями ненадежности памяти очевидцев (особенно у детей) и неэффективности некоторых альтернативных методов интервьюирования.
Последний фактор, который следует учитывать при принятии решения о том, интересен ли исследовательский вопрос, заключается в том, имеет ли его ответ важные практические последствия. Опять же, вопрос о том, помогают ли рисунки человеческих фигур детям вспоминать информацию о прикосновениях, имеет важное значение для того, как дети опрашиваются в случаях физического и сексуального насилия. Вопрос о том, влияет ли использование мобильного телефона на вождение, интересен, поскольку он имеет отношение к личной безопасности каждого, кто путешествует на автомобиле, и к дискуссии о том, должно ли использование мобильного телефона быть ограничено законом.
осуществимость
Вторым важным критерием оценки исследовательских вопросов является возможность успешного ответа на них. На осуществимость влияет множество факторов, включая время, деньги, оборудование и материалы, технические знания и навыки, а также доступ к участникам исследования. Очевидно, что исследователи должны принимать во внимание эти факторы, чтобы не тратить время и силы на исследования, которые они не могут успешно завершить.
Просматривая выборку профессиональных журналов по психологии, вы обнаружите множество исследований, которые сложны и трудны для выполнения. К ним относятся лонгитюдные планы, в которых участники отслеживаются в течение многих лет, нейровизуализационные исследования, в которых измеряется активность мозга участников, когда они выполняют различные умственные задачи, а также сложные неэкспериментальные исследования, включающие несколько переменных и сложный статистический анализ. Имейте в виду, однако, что такие исследования, как правило, проводятся группами высококвалифицированных исследователей, чья работа часто частично поддерживается государственными и частными грантами. Имейте также в виду, что исследование не обязательно должно быть сложным или трудным, чтобы получить интересные и важные результаты.
И наконец, в целом хорошей практикой является использование методов, которые уже успешно применялись другими исследователями. Например, если вы хотите манипулировать настроением людей, чтобы сделать некоторых из них счастливыми, было бы неплохо использовать один из многих подходов, которые успешно применялись другими исследователями (например, сделать им комплимент). Это хорошо не только с точки зрения осуществимости — подход «опробован и верен», — но и потому, что он обеспечивает большую преемственность с предыдущими исследованиями. Это облегчает сравнение ваших результатов с результатами других исследователей и понимание последствий их исследований для ваших, и наоборот.
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
- Идеи исследования могут исходить из различных источников, включая неформальные наблюдения, практические проблемы и предыдущие исследования.
- Исследовательские вопросы, выраженные в терминах переменных и взаимосвязей между переменными, могут быть предложены другими исследователями или сгенерированы путем постановки ряда более общих вопросов об интересующем поведении или психологических характеристиках.
- Важно оценить, насколько интересен исследовательский вопрос, прежде чем разрабатывать исследование и собирать данные для ответа на него. Факторами, влияющими на интерес, являются степень сомнения в ответе, заполняет ли он пробел в исследовательской литературе и имеет ли он важные практические последствия.
- Также важно оценить, насколько осуществимым будет ответ на исследовательский вопрос. Факторы, влияющие на осуществимость, включают время, деньги, технические знания и навыки, а также доступ к специальному оборудованию и участникам исследования.
УПРАЖНЕНИЯ
- Практика: сгенерируйте пять исследовательских идей на основе каждого из следующего: неформальные наблюдения, практические проблемы и темы, обсуждавшиеся в последних выпусках профессиональных журналов.
- Практика: составьте пять эмпирических исследовательских вопросов о каждом из следующих поведенческих или психологических характеристик: бег на длинные дистанции, татуировка, социальная тревожность, запугивание и память о событиях раннего детства.
- Практика: оцените каждый из вопросов исследования, которые вы создали в упражнении 2, с точки зрения его интереса на основе критериев, обсуждаемых в этом разделе.
- Практика: Найдите номер журнала, в котором публикуются краткие отчеты об эмпирических исследованиях (например, Psychological Science , Psychonomic Bulletin and Review , Personality and Social Psychology Bulletin ). Выберите три исследования и оцените каждое из них с точки зрения того, насколько осуществимо для вас повторить его с имеющимися у вас ресурсами прямо сейчас. Используйте следующую оценочную шкалу: (1) Вы можете воспроизвести его по существу так, как сообщалось. (2) Вы можете воспроизвести его с некоторыми упрощениями. (3) Вы не могли воспроизвести это. Объясните каждую оценку.
2.3 Обзор исследовательской литературы
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
- Дайте определение исследовательской литературе по психологии и приведите примеры источников, входящих в исследовательскую литературу, и источников, не входящих в нее.
- Опишите и используйте несколько методов для поиска предыдущих исследований по конкретной исследовательской идее или вопросу.
Обзор исследовательской литературы означает поиск, чтение и обобщение опубликованных исследований, имеющих отношение к вашему вопросу. Отчет об эмпирическом исследовании, написанный в стиле Американской психологической ассоциации (АПА), всегда включает письменный обзор литературы, но по нескольким причинам важно просматривать литературу на ранней стадии исследовательского процесса.
- Это может помочь вам превратить исследовательскую идею в интересный исследовательский вопрос.
- Он может сказать вам, если вопрос исследования уже был дан ответ.
- Это может помочь вам оценить интересность исследовательского вопроса.
- Это может подсказать вам, как провести собственное исследование.
- Он может сказать вам, как ваше исследование вписывается в исследовательскую литературу.
Что такое исследовательская литература?
Исследовательская литература в любой области – это все опубликованные исследования в этой области. Исследовательская литература по психологии огромна — включая миллионы научных статей и книг, относящихся к зарождению этой области, — и она продолжает расти. Хотя его границы несколько размыты, исследовательская литература определенно невключают книги по самопомощи и другие популярные книги по психологии, статьи в словарях и энциклопедиях, веб-сайты и аналогичные источники, предназначенные в основном для широкой публики. Они считаются ненадежными, потому что не рецензируются другими исследователями и часто основаны лишь на здравом смысле или личном опыте. Википедия содержит много ценной информации, но тот факт, что ее авторы анонимны, а ее содержание постоянно меняется, делает ее непригодной в качестве основы для серьезного научного исследования. Для наших целей полезно определить исследовательскую литературу как почти полностью состоящую из двух типов источников: статей в профессиональных журналах и научных книг по психологии и смежным областям.
Профессиональные журналы
Профессиональные журналы – это периодические издания, в которых публикуются оригинальные исследовательские статьи. Существуют тысячи профессиональных журналов, в которых публикуются исследования в области психологии и смежных областях. Обычно они выходят ежемесячно или ежеквартально отдельными номерами, каждый из которых содержит несколько статей. Выпуски организованы в тома, которые обычно состоят из всех выпусков за календарный год. Некоторые журналы издаются только в печатном виде, другие — как в печатном, так и в электронном виде, третьи — только в электронном виде.
Большинство статей в профессиональных журналах относятся к одному из двух основных типов: отчеты об эмпирических исследованиях и обзорные статьи. Отчеты об эмпирических исследованиях описывают одно или несколько новых эмпирических исследований, проведенных авторами. Они вводят исследовательский вопрос, объясняют, почему это интересно, делают обзор предыдущих исследований, описывают свой метод и результаты и делают выводы. Обзорные статьи обобщают ранее опубликованные исследования по теме и обычно представляют новые способы организации или объяснения результатов. Когда обзорная статья посвящена в первую очередь представлению новой теории, ее часто называют теоретической статьей .
Рисунок 2.6 . Небольшая выборка из тысяч профессиональных журналов, в которых публикуются исследования в области психологии и смежных областях.

Большинство профессиональных журналов по психологии проходят рецензирование .. Исследователи, желающие опубликовать свою работу в журнале, представляют рукопись редактору, который, как правило, также является авторитетным исследователем, а тот, в свою очередь, отправляет ее двум или трем экспертам по данной теме. Каждый рецензент читает рукопись, пишет критическую рецензию и отправляет рецензию обратно редактору вместе со своими рекомендациями. Затем редактор решает, принять ли статью к публикации, попросить авторов внести изменения и повторно отправить ее на дальнейшее рассмотрение или полностью отклонить. В любом случае редактор направляет письменные комментарии рецензентов исследователям, чтобы они могли соответствующим образом отредактировать свою рукопись. Рецензирование важно, потому что оно гарантирует, что работа соответствует основным стандартам в этой области, прежде чем она может быть включена в исследовательскую литературу.
Научные книги
Научные книги — это книги, написанные исследователями и практиками в основном для использования другими исследователями и практиками. Монография пишется одним автором или небольшой группой авторов и обычно дает последовательное изложение темы, как и расширенная обзорная статья. У отредактированных томов есть редактор или небольшая группа редакторов, которые нанимают многих авторов для написания отдельных глав по разным аспектам одной и той же темы. Хотя отредактированные тома также могут дать последовательное представление темы, нередко каждая глава использует другую точку зрения или даже авторы разных глав открыто не соглашаются друг с другом. Как правило, научные книги проходят процесс рецензирования, аналогичный тому, который используется в профессиональных журналах.
Стратегии поиска литературы
Использование PsycINFO и других баз данных
Основной метод, используемый для поиска исследовательской литературы, включает использование одной или нескольких электронных баз данных. К ним относятся Academic Search Premier, JSTOR и ProQuest для всех академических дисциплин, ERIC для образования и PubMed для медицины и смежных областей. Однако наиболее важным для наших целей является PsycINFO , который создается APA. PsycINFO настолько обширен, что охватывает тысячи профессиональных журналов и научных книг, выпущенных более 100 лет назад, и в большинстве случаев его содержание является синонимом исследовательской литературы по психологии. Как и большинство подобных баз данных, PsycINFO обычно доступна в библиотеке вашего колледжа или университета.
PsycINFO состоит из отдельных записей для каждой статьи, главы книги или книги в базе данных. Каждая запись включает основную информацию о публикации, аннотацию или краткое изложение работы, а также список других работ, на которые ссылается эта работа. Компьютерный интерфейс позволяет вводить одно или несколько условий поиска и возвращает любые записи, содержащие эти условия поиска. (Эти интерфейсы предоставляются разными поставщиками и поэтому могут выглядеть несколько иначе в зависимости от используемой вами библиотеки.) Каждая запись также содержит списки ключевых слов, описывающих содержание работы, а также список терминов указателя. Термины указателя особенно полезны, поскольку они стандартизированы. Например, исследования различий между женщинами и мужчинами всегда индексируются в разделе «Человеческие половые различия». Исследования прикосновений всегда индексируются под термином «Физический контакт.
Учитывая, что в PsycINFO содержится почти три миллиона записей, вам, возможно, придется попробовать множество условий поиска в различных комбинациях и на разных уровнях специфичности, прежде чем вы найдете то, что ищете. Представьте, например, что вас интересует вопрос о том, различаются ли женщины и мужчины с точки зрения их способности вспоминать события, когда они были очень молоды. Если бы вы ввели в качестве критерия поиска «память о раннем опыте», PsycINFO выдал бы только шесть записей, большинство из которых не имеют особого отношения к вашему вопросу. Однако если вы введете поисковый запрос «память», он вернет 149 777 записей — слишком много, чтобы просматривать их по отдельности. В этом поможет тезаурус. Ввод слова «память» в тезаурус дает несколько более конкретных индексных терминов, одним из которых является «ранние воспоминания».
В зависимости от поставщика, предоставляющего интерфейс для PsycINFO, вы можете сохранять, распечатывать или отправлять по электронной почте соответствующие записи PsycINFO. Записи могут даже содержать ссылки на полнотекстовые копии самих произведений. (PsycARTICLES — это база данных, обеспечивающая полнотекстовый доступ к статьям во всех журналах, издаваемых APA.) Если нет и вам нужна копия работы, вам придется выяснить, есть ли в вашей библиотеке журнал или книга. и печатная копия на полках библиотеки. Обязательно обратитесь к библиотекарю, если вам нужна помощь.
Использование других методов поиска
В дополнение к вводу условий поиска в PsycINFO и другие базы данных существует несколько других методов, которые вы можете использовать для поиска исследовательской литературы. Во-первых, если у вас есть одна хорошая статья или глава книги по вашей теме — лучше всего недавняя обзорная статья — вы можете просмотреть список ссылок этой статьи на наличие других соответствующих статей, книг и глав книг. На самом деле, вы должны делать это с любой релевантной статьей или главой книги, которую вы найдете. Вы также можете начать с классической статьи или главы книги по вашей теме, найти запись о ней в PsycINFO (введя имя автора или название статьи в качестве условия поиска) и сделать ссылку оттуда на список других работ в PsycINFO, в которых упоминается эта тема. классическая статья. Это работает, потому что другие исследователи, работающие над вашей темой, вероятно, знают об этой классической статье и цитируют ее в своей работе. Вы также можете выполнить общий поиск в Интернете, используя поисковые запросы, связанные с вашей темой, или имя исследователя, который проводит исследование по вашей теме. Это может привести вас непосредственно к работам, которые являются частью исследовательской литературы (например, статьи в журналах с открытым доступом или размещенные на собственных веб-сайтах исследователей). Для этой цели особенно удобна поисковая система Google Scholar. Общий поиск в Интернете может также привести вас к веб-сайтам, которые не являются частью исследовательской литературы, но могут содержать ссылки на работы, которые являются таковыми. Наконец, вы можете поговорить с людьми (например, с вашим преподавателем или другими преподавателями психологии), которые что-то знают о вашей теме и могут предложить соответствующие статьи и главы книг. Это может привести вас непосредственно к работам, которые являются частью исследовательской литературы (например, статьи в журналах с открытым доступом или размещенные на собственных веб-сайтах исследователей). Для этой цели особенно удобна поисковая система Google Scholar. Общий поиск в Интернете может также привести вас к веб-сайтам, которые не являются частью исследовательской литературы, но могут содержать ссылки на работы, которые являются таковыми. Наконец, вы можете поговорить с людьми (например, с вашим преподавателем или другими преподавателями психологии), которые что-то знают о вашей теме и могут предложить соответствующие статьи и главы книг. Это может привести вас непосредственно к работам, которые являются частью исследовательской литературы (например, статьи в журналах с открытым доступом или размещенные на собственных веб-сайтах исследователей). Для этой цели особенно удобна поисковая система Google Scholar. Общий поиск в Интернете может также привести вас к веб-сайтам, которые не являются частью исследовательской литературы, но могут содержать ссылки на работы, которые являются таковыми. Наконец, вы можете поговорить с людьми (например, с вашим преподавателем или другими преподавателями психологии), которые что-то знают о вашей теме и могут предложить соответствующие статьи и главы книг. Общий поиск в Интернете может также привести вас к веб-сайтам, которые не являются частью исследовательской литературы, но могут содержать ссылки на работы, которые являются таковыми. Наконец, вы можете поговорить с людьми (например, с вашим преподавателем или другими преподавателями психологии), которые что-то знают о вашей теме и могут предложить соответствующие статьи и главы книг. Общий поиск в Интернете может также привести вас к веб-сайтам, которые не являются частью исследовательской литературы, но могут содержать ссылки на работы, которые являются таковыми. Наконец, вы можете поговорить с людьми (например, с вашим преподавателем или другими преподавателями психологии), которые что-то знают о вашей теме и могут предложить соответствующие статьи и главы книг.
Что искать
Когда вы делаете обзор литературы, вы должны быть избирательны. Не каждая статья, глава книги и книга, связанные с идеей или вопросом вашего исследования, заслуживают того, чтобы их приобрести, прочитать и включить в ваш обзор. Вместо этого вы хотите сосредоточиться на источниках, которые помогут вам сделать четыре основных вещи: (а) уточнить вопрос исследования, (б) определить подходящие методы исследования, (в) поместить свое исследование в контекст предыдущего исследования и (г) написать эффективный исследовательский отчет. Несколько основных принципов могут помочь вам найти наиболее полезные источники.
Во-первых, лучше всего сосредоточиться на недавних исследованиях, помня о том, что то, что считается недавним, зависит от темы. Для более новых тем, которые активно изучаются, «недавние» могут означать опубликованные за последний год или два. Для более старых тем, которым сейчас уделяется меньше внимания, «последние» могут означать в течение последних 10 лет. Вы почувствуете, что считается последним для вашей темы, когда начнете поиск литературы. Однако хорошее общее правило — начинать с источников, опубликованных за последние пять лет. Основным исключением из этого правила будут классические статьи, которые появляются в списке литературы практически любого другого источника. Если другие исследователи считают эту работу важной, несмотря на то, что она старая, то вам непременно следует включить ее в свой обзор.
Во-вторых, вам следует искать обзорные статьи по вашей теме, потому что они дадут полезный обзор по ней — часто обсуждаются важные определения, результаты, теории, тенденции и противоречия — давая вам хорошее представление о том, какое место ваше собственное исследование занимает в литературе. Вам также следует искать отчеты об эмпирических исследованиях, посвященные вашему вопросу или аналогичным вопросам, которые могут дать вам идеи о том, как оперативно определять ваши переменные и собирать данные. Как правило, хорошо использовать методы, которые уже успешно применялись другими, если только у вас нет веских причин не делать этого. Наконец, вам следует искать источники, предоставляющие информацию, которая поможет вам обосновать интерес вашего исследовательского вопроса. Например, для исследования влияния использования сотового телефона на способность управлять автомобилем.
Сколько источников достаточно для вашего литературного обзора? Это сложный вопрос, потому что он зависит от того, насколько хорошо изучена ваша тема, а также от ваших собственных целей. Одно исследование показало, что в различных профессиональных журналах по психологии среднее количество источников, цитируемых в статье, составляло около 50 (Adair & Vohra, 2003). Адаир, Дж. Г., и Вохра, Н. (2003). Взрыв знаний, ссылок и цитат: уникальный ответ психологии на кризис. Американский психолог, 58 , 15–23. Это дает приблизительное представление о том, что профессиональные исследователи считают адекватным. Будучи студентом, вам может быть назначено гораздо меньшее минимальное количество ссылок для использования, но принципы выбора наиболее полезных остаются прежними.
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
- Исследовательская литература по психологии — это все опубликованные исследования в области психологии, состоящие в основном из статей в профессиональных журналах и научных книгах.
- В начале процесса исследования важно провести обзор исследовательской литературы по вашей теме, чтобы уточнить вопрос исследования, определить подходящие методы исследования, поместить ваш вопрос в контекст других исследований и подготовиться к написанию эффективного исследовательского отчета.
- Существует несколько стратегий поиска предыдущих исследований по вашей теме. Одним из лучших является использование PsycINFO, компьютерной базы данных, которая каталогизирует миллионы статей, книг и глав книг по психологии и смежным областям.
УПРАЖНЕНИЕ
- Практика: используйте методы, обсуждаемые в этом разделе, чтобы найти 10 журнальных статей и глав в книгах по одной из следующих исследовательских идей: память на запахи, агрессивное вождение, причины нарциссического расстройства личности, функции внутритеменной борозды или предубеждение против инвалид.
Комментарии
Отправить комментарий